В процессе строительства дачи ли загородного дома своими руками появляется желание сделать его настолько красивым и индивидуальным, чтобы у друзей и соседей проснулась зависть. Но даже у вас есть умение и желание столярничать, то необходим инструмент и помещение, в котором будут рождаться шедевры деревянного искусства. Предлагаем вам рассмотреть строительство столярной мастерской как воплощение в жизнь вашего хобби. Хотя может быть впоследствии она сможет стать вашим небольшим бизнесом.

В данной статье мы подробно рассмотрим, как оборудовать столярную мастерскую своими силами на готовом примере. Площадь мастерской представленной ниже, составляет примерно 400 м² (но можно сделать и маленькую). Вся мастерская разделена на два помещения, где располагаются рабочие обрабатывающие станки.


Что лучше: строительство нового или использование старого

Столярная мастерская будет выглядеть гораздо функциональнее в новом отдельно стоящем строении по ряду причин:

  1. Шум. Работу станков трудно назвать бесшумным производством, плюс работа вентиляционных систем.
  2. Запах. Нелегко избавится от запаха лакокрасочной продукции даже при условии хорошей вентиляционной системы.
  3. Мусор. Даже при тщательной уборке мастерской пыль невольно будет попадать в жилые помещения.
  4. Безопасность. Наличие режущего инструмента на станках и использование трехфазного электропитания, считается оборудованием повышенной опасности, и доступ посторонних лиц к нему запрещен.
  5. Производственная площадь. Вряд ли в доме найдется помещение достаточной квадратуры, чтобы комфортно поместить все необходимое оборудование для полноценной столярной мастерской.
  6. Вспомогательная площадь. Необходимо выбрать место под хранение инструмента, а также для складирования заготовок и готовой продукции.

Бытует мнение, что мастерская для столярных работ в домашних условиях должна занимать до 6-7 м2, но этого катастрофически мало. На такой площади не удастся поместить максимальное количество оборудования. Тем более, что рекомендованная длина помещения должна быть не менее 4 м. Даже если по счастливой случайности уместить все необходимое, то места для нормальной работы вам не останется. О хранении материала и готовых изделий и говорить нечего.

Столярная мастерская своими руками

С гаражом тоже не получиться. Это специализированное место для машины и рисковать ее целостностью во время работы не подходящий вариант. Кроме этого мастерская требует нормального температурного режима, который трудно поддерживать в гараже. Еще необходимо выделить пространство для хранения автомобильных запчастей и инструмента.
Сарай - это уже ближе, но все равно вряд ли подойдет. Скорее такое решение потребует кардинальной перепланировки и перестройки, соизмеримой с новым строительством.
Для столярки необходим надежный фундамент из плит. Установленное не устойчиво оборудование будет давать вибрацию, что, в конце концов, приведет к его поломке.
Рассмотрев все варианты, принимаем решение поместить мастерскую во вновь построенном здании.

Место под строительство мастерской

При определении места под будущую столярную мастерскую необходимо учесть некоторые аксиомы ее размещения:

  1. Как можно дальше от жилой зоны и строений с домашней живностью, если такая имеется. Шум, производимый рабочим оборудованием, будет неблагоприятно действовать на нервную систему ваших домочадцев.
  2. Желательно подобрать открытое пространство. Отсутствие теней позволит немного сэкономить на обогреве мастерской в зимнее время и на освещении в течение года. Солнечное излучение будет обогревать, и освещать помещение.
  3. Для исключения подтопления строения во время дождей и снеготаяния не нужно строить его в местах с низким общим уровнем. Это может привести к проблемам с самой постройкой и даже к аварийным ситуациям, например короткому замыканию электропроводки.
  4. Желательно обеспечить удобство доступа в любых погодных условиях, чтобы зимой избежать постоянной расчистки снега, а во время весеннего снеготаяния предотвратить подтопление здания.
  5. Участок почвы не пригодной для земледелия станет прекрасным местом для будущего строитель

Проект мастерской: с чего начать

Первым шагом в осуществлении проектирования является определение, какими конкретно работами в мастерской вы будете заниматься. Желательно продумать и записать все планируемые работы, как в ближайшее время, так и в будущем. На основании этого перечня необходимо составить список вспомогательного оборудования необходимого для выполнения поставленных задач.

Далее определить наличие необходимого инструмента, (от стамески и молотка до дрели и электролобзика), гвоздей и саморезов, заготовок и готовых изделий. Не забудьте укомплектовать список порошковым огнетушителем и аптечкой. После чего определить, как разложить все вышеперечисленные вещи, какие для этого нужны шкафы, стеллажи и полки. Переходим к перечню основного оборудования. Список должен быть укомплектован:

  • верстаком;
  • станками, согласно перечню работ;
  • перспективное оборудование;
  • промышленным пылесосом;
  • отопительными радиаторами;
  • ящиком с песком;
  • умывальником;
  • емкостью с водой;
  • шкафчиком для спец одежды;
  • табуретом.

оборудование мастерской

После этого ко второму необходимо прибавить шкафы и стеллажи с предметами из первого списка. Далее определяем место под будущие заготовки. Рекомендованный минимальный размер такого стеллажа 1 м × 6 м, его тоже нужно добавить во второй список. Такой подробный перечень позволит рассчитать габариты будущей столярки.

Тонкости в составлении проектов

Когда все приготовления закончены, наступает время проектирования. Итогом ваших усилий должен стать документ, являющийся проектом будущей мастерской. Для строительства нет необходимости составлять строительные чертежи по всем правилам, достаточно подробных эскизов с указанием реальных размеров будущего помещения и габаритов основного и вспомогательного оборудования, указанного вами во втором списке.

Эскизов должно быть несколько. На одной проекции тяжело указать все элементы строения. Поэтому на ваших набросках должны присутствовать все детали до мелочей. Наружные и внутренние размеры помещения и его элементов указываются без соблюдения масштаба, но должны отображать действительное положение предметов и строительных элементов.

Приблизительным расчетом необходимой площади для мастерской будет произведение площади всего оборудования, стеллажей и шкафов и коэффициента равного 1,5-2.
Все же, если компьютерная графика для вас представляется, как не паханая целина, то визуальную планировку столярки можно выполнить дедовским методом. Возьмите лист миллиметровой бумаги, начертите на ней помещение будущей столярки в масштабе 1:20, согласовав с приблизительным расчетом и заранее выполненными рисунками.

Из этой же бумаги вырежьте прямоугольники оборудования и вспомогательных конструкций в масштабе, но по настоящим размерам. Это даст возможность правильно разместить их в мастерской с учетом рабочих мест и проходов. При необходимости можно перемещать прямоугольные макеты, для определения совершенной компоновки мастерской:

  1. На листе миллиметровки проводим перпендикулярно две линии, означающее стены.
  2. Вычерчиваем дверь помещения. Размер дверного проема должен быть немного больше самого крупногабаритного оборудования. Тогда не возникнет проблем при его транспортировке. Выполняем расстановку оборудования;
  3. Дочерчиваем оставшиеся стены;
  4. Определяем месторасположение оконных проемов и наносим на чертеж. Желательно оборудовать окнами восточные и южные стены. Это позволит получить больше солнечного света и тепла;
  5. Замерьте все размеры и с учетом масштаба нанесите на планировку мастерской.

Это будет вашим руководством к дальнейшим действиям.

Завершение проекта: последние штрихи

Еще несколько необходимых действий, которые нужно обязательно выполнить, чтобы получить проект, имеющий право на жизнь.
В мастерской желательно предусмотреть несколько помещений:

  • Основное, где непосредственно выполняются столярные работы;
  • Вспомогательное, где производятся дополнительные работы не связанный с деревообработкой, например окраска и сушка готовой продукции;
  • Подсобное, предназначенное для бытовых нужд, например переодевания и отдыха, оборудованное шкафчиком для одежды, столиком, чайником для организации перекуса, кушеткой для кратковременного перерыва.

Эти помещения помогут разделить сферы деятельности по зонам и будут способствовать комфорту при проведении рабочего процесса.
Схему подсобного помещения с размерами ее обстановки, необходимо выполнить на одном листе с основным цехом.

Место для хранения длинномерного леса или пиломатериала должно находиться напротив входной двери, для удобства складирования. Возле стеллажа должен быть размещен станок, для распиливания заготовок.
После получения планировки столярки, переходим составлению ее эскиза. Определяем материал для стен, их толщину и высоту. Выбираем вид крыши и материал кровли. Здесь рекомендуется полагаться на свои пожелания, бюджет и возможность сделать своими руками.

Важным вопросом в проектировании столярной мастерской является разработка вентиляционной системы. Она должна быть принудительной, приточно-вытяжной. Такая система обеспечит удаления стружки и вредных веществ, полную рециркуляцию воздуха и регулировку микроклимата не только в помещении столярки, но и в покрасочном отделении. Прочертите на эскизе все составляющие вентиляции с указанием параметров и размеров.

Завершающим этапом проектирования является создание схемы электропитания, освещения, как основного, так и индивидуального для каждого рабочего места, контура заземления. Каждое рабочее место должно быть оборудовано розеткой с заземлением, каждый станок должен быть заземлен. По окончании делается эскиз подвода к зданию мастерской коммуникаций.

Строительство столярной мастерской своими руками

Место выбрано, проект подготовлен, можно приступать к возведению столярной мастерской. Строительство следует разделить на несколько этапов:

Фундамент

фундамент

  1. На заранее выбранном месте размечаем периметр будущей мастерской.
  2. Выбираем грунт на глубину 70 см под будущий плитный фундамент.
  3. По краю котлована ставим опалубку на 20 см выступающую над уровнем земли.
  4. Готовим основание из гравия и песка, тщательно утрамбовывая до толщины 20см.
  5. Выполняем армирование. Берем армосетку, укладываем на основание. Второй пласт армированной сетки прикручиваем к нижней с помощью кусков арматуры длиной 250 мм вязальной проволокой Ø1,5-2 мм.
  6. В местах монтажа станков устанавливаем анкерные болты.
  7. Заливаем бетоном марки М200.
  8. Накрываем бетон брезентом или пленкой и оставляем до полного затвердевания в течение 3-4 недель. При жаркой погоде бетон желательно периодически поливать водой.

Стены

Монтаж стен в первую очередь зависит от выбранного материала. Если строение будет деревянным, то для крепежа нижнего венца при заливке фундамента по его периметру необходимо заложить резьбовые шпильки. Дальше возведение стен сводится к строительству деревянного сооружения. Помещение на ваше усмотрение можно сделать кирпичным или пенобетонных блоков. После изготовления коробки установите оконные и дверные блоки. Крышу выполните по заранее подготовленному эскизу своими руками.

Пол

Полы в столярной мастерской играют важную роль. Обычно его делают из нескольких слоев. На фундаменте делают основу из песка толщиной 5 мм, затем покрывают толью и сверху кладут настилы из досок или укладывают армосетку и заливают бетоном. Второй вариант более надежен и популярен.

Если столярка сделана из дерева, то необходимо выполнить пропитку стен огнезащитными составами.
Далее необходимо завести в помещение все коммуникационные сети и выполнить разводку. Все кабельные линии по сечению должны соответствовать токовой нагрузке, возлагаемой на них в процессе дальнейшей эксплуатации. В мастерской из дерева в целях пожарной безопасности при коротком замыкании укладывают в металлические трубы, в других строениях применяют гофрированную трубу из самозатухающих полимеров.

Отопление в мастерской обустраивают с помощью масляных радиаторов или водяного автономного отопления. В качестве источника нагрева теплоносителя можно использовать электрокотел, а при возможности оборудования помещения под котельную можно использовать газовые или твердотопливные котлы. В деревянной мастерской котлы на твердом топливе лучше не использовать велика вероятность случайного возгорания.

Как оборудовать столярную мастерскую

Рис 1. Общий вид на мастерскую

В центре располагается распилочный станок, возле стены заготовочные станки, которые позволяют выполнить торцевую обработку доски, сделать распил и т.д.

Рис 2. Заготовочный участок

Здесь складируется подготовленные или обработанные деревянные заготовки, шпон, заготовки на фасад мебели, дверей и т.д.

Рис 3. Торцовочный станок

Торцовочный станок используется для «роспуска» пиломатериала. К примеру, 6 метровые доски укорачивают до 4 метров, длина выбирается в зависимости от типа обрабатывающего станка, размеров помещения и требуемых размеров готового изделия. Внизу станка складируются различные отходы после торцовки пиломатериалов.

Рис 4. Барабанно-шлифовальный станок

Возле торцевого станка располагается барабанно-шлифовальный, который также изготовлен своими руками.

Рис 5. Вытяжка - как важный фактор устройства столярной мастерской

Данная вытяжка для барабанно-шлифовального станка предназначена для сбора всей древесной пыли после процесса шлифовки.

Рис 6. Циркулярный станок

Рядом с барабанно-шлифовальным станком располагается циркулярный, которая также используется для «чернового» роспуска пиломатериалов.

Рис 7. Фуганок

В центре мастерской располагается фуганок, который был изготовлен еще в СССР. Длина стола составляет 2800 см, а ширина достигает 420 мм.

Рис 8. Рейсмус

Рейсмус располагается рядом с фуганком с размером для заготовок 420 мм.

Рис 9. Аспирация

Между рейсмусом и фуганком располагается мощная аспираторная установка, которая собирает в процессе обработки всю древесную пыль в специальный резервуар, который потом легко можно очистить.

Фрезерный механизм был позаимствован с заводского станка, а рабочий стол, каркас, аспирация и система управления изготавливались самостоятельно. В качестве столешницы использовали фрезерованный титан. Вал заводской от фрезерного станка был убран и согласно размерам рабочей части станка был выточен новый. Вал получился без всяких конусов под старые посадочные фрезы, что весьма удобно.

Рис 11. Вал фрезеровочного станка

Рис 12. Токарный станок

Рис 13. Станок ШЛДБ

Рис 14. Торцовочный станок

Столярка выполненная своими руками потребует не только специфических навыков для точной настройки и сборки станков, но и существенных финансовых затрат на приобретение необходимых материалов.

Рис 15. Ленточная пила типа «Корвет 33» заводского исполнения

Рис 16. Угловой торцовочный станок

Рис 17. Заточные станки: наждак, алмаз и войлок

Данные станки используются для заточки стамесок, сверл и других рабочих инструментов.

Рис 18. Долбежный станок

Некоторые элементы от долбежного станка были позаимствованы у фрезерного заводского станка. Каркасная основа, рабочий стол, элементы управления были изготовлены самостоятельно. Двигатель используется на 380 Вольт с установленным подшипником в задней части. Подшипник был установлен для того, чтобы увеличить мощность двигателя, который под такой нагрузкой без доработки просто не работал.

Рис 19. Стапель раздвижной на треногах

Рис 20. Самодельный универсальный станок (рубанок, пила)

Столешницы изготовлены из высококачественного и прочного титана.

Рис 20. Пильно-фрезерный заводской станок с возможностью регулирования высоты и угла обработки пиломатериалов.

Рис 21. Сверлильный станок

На рисунке представлен сверлильный станок заводского исполнения времен СССР. Был доработан двигатель и переточены шкивы.

Рис 22. Верстак

Рис 23. Стеллаж с метизами

Рис 24. Шкафчик для стамесок возле верстака

Рис 25. Шкафчик для рабочих фрез

Второе помещение столярной мастерской

Рис 26. Самодельный пресс

Габариты пресса составляют 900 мм в длину и 2700 мм в ширину. На пластиковые упоры укладывается заготовка, которая после этого сдавливается прессом.

Рис 27. Универсальный заточной станок

Здесь располагается фуганок, наждак для заточки фрез и ножей.

Рис 28. Барабанно-шлифовальный станок марки JET 16-32 с доработанным рабочим столом и подающим валиком.

Рис 29. Барабанно-шлифовальный станок марки JET

Заводской станок с доработанными опорными пластинами, установлен внутренний кожух аспирации.

Рис 30. Покрасочное помещение

В этом месте на треноги устанавливаются обработанные заготовки, которые впоследствии выполняются лако-красочные работы при помощи пульверизатора, кисточек.

Рис 31. Компрессор для покраски

Одним из обязательных условий в лако-красочном помещении – создания эффективной приточно-вытяжной вентиляции. Следует учесть, что в зимний период данное помещение, где проходят покрасочные работы должно хорошо отапливаться. В противном случае Вы не сможете качественно выполнить окраску или нанести лак.

Рис 32. Стапель

Стапель располагается в сборочно-шлифовальном помещении, где проходят завершающие этапы обработки изделий из дерева. Стапель изготовлен из высококачественной ламинированной фанеры, которая закреплена на металлическом каркасе с возможностью регулировки по высоте. Это делается для того, что сделать идеально ровную поверхность в помещениях с неровными полами.

Дополнительные фото столярной мастерской

1. Стеллажи

Стеллажи

2. Торцовки

Торцовки применяют для разрезания (роспуска) заготовок. Возле торцовки можно сразу организовать место для складирования деревянных обрезков, которые могут быть использованы в будущем.

Для того чтобы можно было изготовить любое деревянное изделие лучше оснастить мастерскую несколькими торцовками – с шестиметровым продольным, с поперечным и с вращающимся столом.

Торцовки

Торцовки

Торцовки

Торцовки

3. Барабанно-шлифовальные станки

Барабанно-шлифовальные станки

Барабанно-шлифовальные станки

Барабанно-шлифовальные станки

4. Циркулярка

Циркулярка

5. Электрические фуганки

Электрические фуганки

Электрические фуганки

6. Рейсмус

7. Вертикальный фрезерный станок

Вертикальный фрезерный станок

Вертикальный фрезерный станок

Возле фрезерного станка лучше всего разместить шкаф для хранения различных фрез.

Шкаф для хранения фрез

8. Токарный станок

Токарный станок

Шлифовальные станки с бобиной и диском (ШлДБ)

Шлифовальные станки с бобиной и диском (ШлДБ)

10. Ленточнопильные станки

Такое оборудование предназначено для резки дерева с помощью ленточной пилы. В отличие от циркулярки и торцовки данный станок обеспечивает более низкую шероховатость обработанной поверхности, а значит, полученные в результате распиливания поверхности (торцы) не требуют финишной обработки.

Оборудовать столярку лучше двумя ленточнопильными станками – для распилки больших и мелких деталей.

Ленточнопильные станки.

Ленточнопильные станки.

11. Заточные станки

Заточные станки

Заточные станки

Заточные станки

Заточные станки

12. Долбежный станок

В деревообработке долбежный станок необходим для создания прямоугольных и овальных пазов в деревянных заготовках.

Рабочий стол, с прикрепленной заготовкой, может перемещаться вдоль и поперек корпуса, а также наклоняться под определенным углом, что позволяет создавать пазы различных конфигураций.

Долбежный станок

13. Стапель раздвижной

Стапель раздвижной

14. Сверлильный станок

Столяру в мастерской не обойтись без сверлильного станка, обеспечивающего сверление отверстий различной глубины и диаметра.

Сверлильный станок

Возле сверлильного станка рационально расположить шкафчик со сменным инструментом –сверлами различных размеров.

Шкафчик со сменным инструментом

15. Аспирация

Аспирация

17. Место для выполнения работ по металлу

Зона для обработки металлических заготовок должна быть оснащена сопутствующим оборудованием и инструментами (тисками, наковальней, молотком, плоскогубцами и пр.), которые лучше располагать на столе и окружающих его стеллажах и полках.

Место для выполнения работ по металлу

18. Столярный стол

Основным оборудованием столярной мастерской является надежный рабочий стол для выполнения чертежей, ручной обработки деревянных изделий и прочих настольных столярных операций.

Столярный стол

19. Зона для выполнения лакокрасочных работ

Идеальный вариант – выделить не зону, а целую комнату для выполнения работ по покраске и вскрытию лаком деревянных изделий. В любом случае данное место работы должно быть оборудовано хорошей вытяжкой и иметь окно.

Зона для выполнения лакокрасочных работ

20. Стапель для окончательной сборки

В качестве стапеля для сборки мебели можно использовать любую ровную и чистую поверхность. В идеале если площадь стапеля составляет не менее 10 м 2 .

Стапель для окончательной сборки

21. Козлики (ваймы)

Ваймы используют, чтобы облегчить сборку и склейку столярных изделий.

Полки с инструментом (клея, скотчи, рулетка, отвертки, линейки, карандаши, циркули и т. д.) должны располагаться вблизи от верстака.

Место для хранения столярных инструментов

Место для хранения столярных инструментов

Для хранения стамесок лучше выделить шкаф, где каждый инструмент будет находиться в отведенным для него месте. Такая упорядоченность поможет повысить эффективность труда.

Место для хранения столярных инструментов

23. Место для хранения метизов


Всякие металлические крепежные изделия (гайки, болты, саморезы, гвозди и пр.) и фурнитуру (ручки, ножки, направляющие и пр.) лучше расфасовать по отдельным баночкам и подписать каждую из них. Распределенные по емкостям метизы размещаются на полках недалеко от зоны сборки мебели.

Место для хранения метизов

Перед темкакделать столярку или столярная мастерская на даче своими руками - необходимо приобрести подходящее помещение, а потом произвести закупку всего необходимого оборудования. Все вышеописанные станки, необходимые для работы в столярной мастерской, можно приобрести у фирм-реализаторов металлорежущей и деревообрабатывающей техники на их сайтах или торговых площадках. Также можно посетить специальные выставки и подробно ознакомится с представленными экземплярами столярных приспособлений, чтобы выбрать оптимальный вариант для своей столярки.

Видео-экскурсия по столярной мастерской

Большая часть используемых деревообрабатывающих столярных станков на видео были изготовлены самостоятельно с использование уже готовых заводских некоторых элементов, которые прошли доработку и улучшение. Еще одним важным аспектом в столярной мастерской – эффективная аспирация. В данной статье более подробно ответили на вопрос - как сделать своими руками столярную мастерскую или столярку. Как видно из вышеописанного материала, это трудоемкий и затратный процесс. Однако, имея все необходимые деревообрабатывающие станки и инструменты, Вы сможете с легкостью изготовить не только деревянные окна, двери, предметы мебели и интерьера, но и отреставрировать особо ценные изделия из дерева прошлых веков. Удачи.


Рекомендуем вам еще:

Прежде всего, нужно сразу прибраться в своем гараже, убрать все лишнее, весь мусор – не будьте Плюшкиным, который собирал все нужное и ненужное. После этого установите крупногабаритное оборудование и верстаки, которые будете использовать в работе. Мелкий инструмент можно хранить в отдельных ящиках или на крючках, вбитых в стену. К слову, такое хранение весьма удобно, поскольку вы всегда будете видеть, какой инструмент у вас есть, да и место значительно сэкономите . При желании можно развесить инструмент по его функциональному назначению. Дюбели и саморезы желательно хранить в отдельных ящиках, подобрав их по размеру.

Многие используют специальные тележки для инструментов, благодаря чему у вас под рукой всегда будет все необходимое. С помощью тележки также возможно оборудовать мобильное рабочее место в тех случаях, когда основные работы будут проводиться вне стен мастерской. Если вы решили сделать мастерскую не только для себя, но и для других, предлагая услуги по ремонту, желательно позаботиться о возможности подключения различного оборудования, как, например, для чего необходимо продумать расположение розеток. В некоторых случаях обустройство мастерской подразумевает создание вытяжки, особенно если вы работаете с деревом. Либо же, если такой возможности у вас нет, просто приобретите мощный пылесос.

Но также важно, чтобы вы заранее продумали, какая техника и где будет располагаться. Вообще, можно набросать несложную схему расположения оборудования – так визуально вам будет проще воспринимать информацию. Неправильно организовав свободное пространство в мастерской, вы добьетесь резкого снижения эффективности и результативности своей работы. Просто посчитайте, какая площадь будет наиболее приемлемой для вас под рабочее место, сколько место понадобится для размещения инструмента .

Также, занимаясь оснащением мастерской, не забудьте про зимний период – вам понадобится устройство для обогрева помещения, в обратном случае на это время выполнение работ можно отложить. Для этого можно воспользоваться современными утеплительными материалами и в дополнение установить электрический обогреватель. К слову, инструменты в теплом помещении будут храниться лучше, поскольку влажность и пониженные температуры могут привести к ухудшению их свойств.

Совет: не забудьте про аптечку, в которой обязательно должны храниться необходимые для оказания первой помощи вата, бинт, зеленка и антисептики.

У тебя есть свой дом, но в нём нет мастерской? Ты головой не стукнулся случаем? Как можно называть дом домом, если в нём нет места, где мужчина может вернуться к своим позабытым, но до сих пор важным занятиям вроде ремонта поломанного и создания нового, чтобы это новое снова поломали? Наши отцы проводили за станками и пилами сотни часов, ну а ты, как только ломается ножка стула, уже идешь к мусорному баку. Опомнись! Вселенная дала тебе руки не просто так, а чтобы делать ими крутые вещи. Стол, который сделал ты сам, всегда будет ценней и лучше, чем тот, что ты приобретешь в магазине. Но ты никогда не сделаешь ничего подобного, не насытишь свои воспоминания радостью столярного дела, если у тебя не будет удобной и функциональной мастерской. О том, как обустроить идеальную мастерскую, мы и хотим рассказать.

Где расположить мастерскую

Домашняя мастерская не так проста, как кажется на первый взгляд. Существует много тонкостей, о которых предстоит рассказать, и загадок, которые предстоит раскрыть. Но начинать надо с самого главного – выбора места. Исходить необходимо из твоих стартовых позиций. Предположим, у тебя дом, где есть и чердак, и подвал, и два этажа, а также гараж. Ни один разумный человек, живя с семьей, не будет располагать свою мастерскую в одной из жилых комнат – визг электропилы заставит понервничать твою подругу. Так что забудь о жилых комнатах на первом и втором этажах. Чердак, даже если он большой, тоже не выход – сам не захочешь вечно таскать инструменты наверх, да и с уборкой будет накладно. Лучшим вариантом мы считаем гараж, либо подвал. В обоих случаях тебе придется провести звукоизоляцию, чтобы не напрягать ни соседей, ни сожителей, кем бы они ни были. Должно быть достаточно просторно, чтобы имелась возможность складировать большие и тяжелые предметы. Не будут лишними вентиляция и обогрев для зимнего периода.

Особое внимание удели потолкам. И дело не только в эстетике, но и в функциональности, удобстве, которые значительно снижаются, если твой выбор ненароком падет на низкокачественных представителей потолочного мира.

Наш выбор – потолки Грильято. Представляют они собой подвесной алюминиевый потолок, который имеет просто чудесные противопожарные свойства, что важно на любом рабочем месте. Подобная конструкция имеет высокую коррозийную устойчивость, отлично вентилируется, да и выглядит сурово и стильно. Найди хорошего производителя, такого как , и устанавливай себе на здоровье. Жалеть о выборе не придется.

Ещё одной важной и, без сомнения, полезной чертой потолков Грильято является возможность их комбинирования с другими типами подвесных потолков (кассетными и реечными, к примеру). Если захочешь встроить светильник, то потолок справится с поставленной задачей. Если захочешь получить доступ к инженерным коммуникациям, то валяй – трудностей с Грильято никаких.

Правильное освещение


Даже если ты изредка работаешь в мастерской, когда выпадает свободный день или у тебя отпуск, освещение всё равно должно быть идеальным. Свет значительно влияет на качество твоей работы – так было всегда. Если освещение тусклое, то быстро клонит в сон (мозг не обманешь), а вот хороший, сильный свет отлично сказывается на твоей работоспособности.

Все рабочие поверхности должны быть хорошо освещены. Помимо основного света, подумай о локальных источниках, которые легче контролировать. Например, установи локальный свет над верстаком. И, конечно же, не стоит полагаться на естественное освещение – помощник из него никакой. Какие лампы использовать? Каждый сам решает, но мы рекомендуем отказаться от ламп накаливания и галогенных ламп. Используй LED лампы. Они будут дороже, но с лихвой окупят себя, так как являются самыми долговечными из всех возможных типов освещения.

Не будет лишним разместить по периметру мастерской отдельные светильники – их уже можно выбирать согласно собственным вкусовым предпочтениям. Обрати внимание на стилевые решения. Красивый светильник задаст тон всей работе, создаст неповторимую атмосферу мастерской. Загляни, к примеру, в Garage Factory, где полно отличных дизайнерских и мужественных вещей.

Помимо этого, их назначение – обеспечить свет, когда основной не нужен, либо сделать акцент на определенном участке мастерской.

Верстак


Без него тебе не обойтись. Можно сказать, что верстак – сердце твоей мастерской.

Есть три критерия, по которым следует оценивать конструкцию верстака:

Критерий #1: функциональность

Верстак хорош не только тем, что за ним можно работать, но и тем, что в нём всегда удобно хранить инструменты. Необходимо обратить внимание на зону для хранения: все инструменты должны быть под рукой, легко доставаться и возвращаться на своё законное место. Для больших инструментов тебе нужна добротная тумба с полками или выдвижными ящиками, которые, если ты захочешь, можно будет дополнительно обогатить пластиковыми ящичками под разную мелочь.

Критерий #2: прочность

Мы об этом говорили чуть выше: бери из металла и не прогадаешь. Металл делает твой верстак прочным, неприхотливым в использовании, чего не скажешь о дереве, за которым нужен особый уход.

Критерий #3: рабочая поверхность

Если хочешь работать за верстаком в удовольствие, то рабочая поверхность должна быть обширной, да и прочной, разумеется. Тогда сможешь создавать за верстаком всё, что душе угодно. Насчёт материала самой столешницы: выбирай между влагостойкой фанерой и толстым листом МДФ. Разница невелика, главное, чтобы поверхность была покрыта оцинкованным железом для повышения срока службы.

Стеллажи

Рано или поздно у тебя точно скопится куча разной утвари в мастерской. Некоторые вещи будут абсолютно бесполезными, другие же будут смиренно дожидаться своего часа. В любом случае тебе придется искать место для всех этих, без сомнения, дорогих вещиц. Самое простое и верное решение данной проблемы – старые добрые стеллажи. Никто не придумал ничего лучше!

Бывают они двух типов: легкосборные и болтовые. Первые довольно просты в обслуживании, собираются без болтов, да и полки можно комбинировать так, как тебе этого хочется. Конструкция болтовых стеллажей совершенно иная. Времени на сборку тратится больше. Что бы ты ни выбрал для своей мастерской, необходимо учитывать габариты и вес вещей, которые ты хочешь разместить на полках, и сообразно целям покупать эти самые стеллажи. Нельзя необдуманно ставить на полки что попало – они могут просто не выдержать. А тут и до травмы недалеко. Так что постарайся брать полки, которые выдерживают на порядок больше, чем тебе требуется.

Если ты прекрасно понимаешь, что именно будешь складировать на полках, то ты уже почти выбрал стеллаж. Осталось только ознакомиться с характеристиками и хорошенько обдумать свой выбор. Обрати пристальное внимание на нагрузку! , с полками, которые выдерживают до 300 килограммов, – прекрасный выбор!

Обустройство домашней мастерской необходимо для организации правильного хранения инструментов и материалов. Многие из них производят много шума и пыли во время работы, поэтому, чтобы обезопасить жилое пространство и спокойно работать, не мешая окружающим, понадобится отдельное помещение.

Обустройство начинается с выбора подходящего помещения и его подготовки, после этого закупается необходимый инструмент.

Как оборудовать

В первую очередь необходимо подобрать подходящее для обустройства место. Минимальная площадь территории под мастерскую составляет 3-6 м2. Но при расчете вам стоит учитывать характер работ, которые будут выполняться, тип материалов и количество инструмента. Рассчитайте предварительно, какие из инструментов вам нужны для работы в первую очередь и прибавьте к их габаритам 0,3-0,5 м свободного пространства для перемещения. Также учитывайте необходимость хранения материалов, если вы работаете с досками, при расчете учитывайте площадь под их хранение. Хорошим решением будет составить план и на нем приблизительно разметить расположение самых крупных предметов.

Пространство мастерской должно быть разделено на следующие зоны:

  • место для крупного инструмента вблизи от источников питания
  • участок для хранения материалов
  • стеллажи для мелких деталей и инструментов
  • место для размещения готовых изделий
  • шкаф для рабочей одежды
  • контейнер для отходов и место для размещения инвентаря для уборки.

Если вы планируете обустроить мастерскую в квартире и у вас нет отдельной комнаты под такое помещение, вот несколько идей для расположения:

  • лоджия или балкон
  • кладовая
  • прихожая
  • под лестничным пролетом первого этажа в подъезде
  • на чердаке
  • в подвале дома.

Стоит учитывать, если вы планируете размещать мастерскую в местах общего пользования многоквартирного дома, к которым относится подвал, подъезд и чердак, необходимо согласовать этот вопрос с жильцами дома и органами местного самоуправления. Для этого организовывается собрание жильцов дома в присутствии счетной комиссии. Если более 50% голосов будет в вашу пользу, результаты передаются в органы местного самоуправления, где вам выдадут разрешение. Отказать в выдаче разрешений могут в случае, если помещения не пригодны для оборудования частных мастерских по причине расположения инженерных коммуникаций.

В обустройстве подобного помещения на частном участке меньше сложностей с выбором. Вы можете переоборудовать под домашнюю мастерскую летнюю кухню, мансарду, гараж. Либо можно сделать такую постройку с нуля.

Изоляция и вытяжка

Для оптимизации отопления в помещении, защиты от повышенной влажности, а также изоляции шума, который производят станки во время работы, стоит подумать о прокладке дополнительного изолирующего слоя на стенах. Для этого используется пенополистирол или каркас из гипсокартона, заполненный стекловатой.

Для монтажа необходимо очистить и прогрунтовать стены. Если вы используете плиты пенополистирола, его можно закрепить на специальный клей. Или же сделайте каркас из деревянных или металлических реек с отступом от стен на ширину плиты. После установки каркаса просто поместите в зазор плиты. Под каркас также можно проложить стекловату, после чего изоляция зашивается гипсокартоном или вагонкой. Если в помещении не подведено отопление, вы можете использовать обогреватели.

Также позаботьтесь о наличии вытяжки. Если вы планируете работать с лакокрасочными изделиями, деревом или другими материалами, способными выделять много пыли или вредных испарений, в мастерской должна быть не просто вентиляция, а полноценная вытяжка.

Электрификация

Важным моментом для комфорта и безопасности работы является монтаж правильного освещения. В помещении должно быть два типа осветительных систем. Первая — это рассеянный свет под потолком, который освещает всю площадь помещения. Вторая — направленный свет над рабочей областью. Лучшим решением будет использование светодиодов, закрепленных на ленту. Это позволит вам покрыть большую площадь мастерской осветительными приборами, и они не будут отбрасывать тень. При этом светодиоды не вырабатывают тепла и обеспечивают безопасное для глаз свечение.

При электрификации позаботьтесь о достаточном количестве розеток. Для этого посчитайте количество крупных станков и потребляемую ими мощность.

Безопасность

Если вы планируете работать с пожароопасными материалами, позаботьтесь о наличии огнетушителя в помещении. Также разместите на доступном месте аптечку.

Стеллажи и полки

Для удобного размещения инструментов и мелких принадлежностей необходимо оборудовать помещение стеллажами и полками. Для хранения больших предметов стоит предусмотреть стеллажи без дверок. Также можно использовать навесные полки, которые крепятся к потолку. Для размещения мелких деталей предусмотрите ящики. Хорошим решением станет рабочий стенд, который можно сделать своими руками. Для его изготовления понадобится деревянный щит, на котором размещаются элементы крепления. Это могут быть крючки или обычные гвозди. На них можно закрепить ключи, отвертки, молотки, дрели, лобзики и другой мелкий инвентарь.

Инструменты

Оборудование для домашней мастерской должно быть компактным и простым в обращении. Но при этом не должна страдать его функциональность.

Станок по дереву

Для выполнения единичных изделий и мини-производства подойдут распиловочные станки мощностью до 1,5 кВт. Такое оборудование используется для поперечного и продольного распила древесины. Если вы купите дополнительные режущие элементы, можно будет использовать оборудование для работы с металлом и пластиком.

При покупке учитывайте:

  • максимальный диаметр диска. Выбирается в соответствии материалам, с которыми вы планируете работать
  • возможность наклона диска для работы в разных плоскостях.

Фрезерный станок

Оборудование используется для изготовления профилей, формирования фасок, пазов и рельефа на деталях. В продаже вы можете найти ручные или настольный модели мощностью 100-750 Вт, именно они подойдут для домашней мастерской.

При покупке учитывайте:

  • размер рабочей зоны
  • дополнительные функции: фигурная резка, выдвижной стол, сменные кожухи.

Сверлильный станок

Если при работе с материалами вам нужно делать ровные отверстия заданного диаметра, вам не обойтись без сверлильного станка. Если требований к качеству отверстий не так много, можно сэкономить и воспользоваться обычной дрелью.

Для оснащения домашней мастерской подойдут вертикальные сверлильные станки мощностью до 750 Вт, которые размещаются на столе.

Что учесть при покупке:

  • переключение скоростей вращения
  • регулировка рабочей платформы
  • наличие щитка, защищающего от стружки.

Токарный станок

При помощи такого оборудования можно вырезать из заготовки фигурные и цилиндрические детали, задавать им нужный диаметр. Также на токарном станке можно точить инструменты, шлифовать детали, делать резку.

Что учесть при покупке:

  • для штучных и мини-производств достаточно оборудования мощностью 350-750 Вт
  • учитывайте габариты, чем меньше по размерам оборудование, тем более мелкие детали можно на нем изготавливать
  • скорость вращения рабочих элементов. Чем выше скорость вращения, тем качественней будет готовая деталь.

Фуговальный станок

Используется для шлифовки изделий, а также для подгонки их до нужного размера. Для домашних мастерских подойдет однофазная модель от 220 В.

Что учесть при покупке:

  • наклон, размер и возможность регулировки стола
  • наличие ножей для рейсмуса
  • дополнительные возможности (подключение пылесоса, элементы защиты).

Лазерный станок

Используется для нанесения гравировки на камень, металл, стекло и другие деликатные материалы, а также для точной резки деталей.

Для домашней мастерской подойдет оборудование с общей площадью рабочей зоны 30х50см или 90х170 см, мощность может быть до 80 Вт.

Что учесть при покупке:

  • площадь рабочего поля
  • мощность (чем она выше, тем большая глубина гравировки)
  • мощность лазерной трубки, от которой зависит скорость работы.

Станки с ЧПУ

Это комбинированное оборудование, которое позволяет выполнять различные виды работ. Станки оснащены компьютеризированной системой управления и элементами станочной оснастки. Для оснащения домашней мастерской большой популярностью пользуются фрезерные, гравировальные, токарные и прессовочные станки с ЧПУ. Такое оборудование требует минимум участия в работе, позволяет задавать параметры высокой точности, при этом во время работы остается минимум отходов.

Что учесть при покупке:

  • с каким материалом вы планируете работать. От этого зависит тип материала, из которого будет изготовлена станина оборудования;
  • площадь рабочей зоны
  • количество насадок для обработки
  • легкость обращения с программным обеспечением.

Ленточные пилы

Используются для быстрого распила дерева, пластика, стружечных плит и других мягких материалов. Позволяют делать прямые, фигурные и косые распилы.

Преимущество такого оборудования перед обычным лобзиком или дисковой пилой заключается в более низком энергопотреблении, точности во время резки и высокой безопасности, так как заготовку не нужно держать руками. Для домашнего использования достаточно оборудования мощностью от 350 Вт до 1 кВт.

Что учесть при покупке:

  • глубина пропила
  • возможность выбора скоростей
  • дополнительные функции (быстрая натяжка полотна, количество упоров, наклон стола, дополнительная подсветка).

Примеры

Для организации домашней мастерской не требуется много средств, достаточно проявить фантазию, разделить помещение на зоны и разместить все на отведенных местах, это отразится и на процессе работы, и на ее результатах.

С перечнем необходимых инструментов, примером панировки и запасом идей для выбора подходящего помещения организация домашней мастерской станет простым и приятным занятием. Большинство работ можно делать своими руками, в том числе и различные стеллажи, шкафчики и подставки. Вы оцените собственную зону для работы, где все под рукой и сделано с учетом особенности вашей деятельности.


Зачем вообще делать столярную мастерскую? Однозначного ответа у меня нет. Если вам просто хочется делать что-то руками из дерева, то есть мастерские, в которые можно прийти, заплатить деньги за аренду станков и рабочего места, и сделать всё там. Необязательно иметь свое помещение и собственное оснащение. Если же вы хотите заниматься деревообработкой как бизнесом, то конкуренция здесь высокая, найти свою нишу сложно. Поэтому я начну с объяснения моих собственных мотивов.

Началось всё в 2015 году, когда я понял, что мой старый сарай на даче скоро развалится и нужно построить новый. Я посчитал нужную площадь, количество материалов, ориентировочные расходы и время на постройку. Залил фундамент, на следующий год купил древесину и вместе с другом начали строить. Изначально я не намеревался делать мастерскую. Я лишь строил новый сарай взамен старого, чтобы хранить инструменты и оснастку.

Естественно, в процессе строительства всё пошло не так. Друг сказал: «у нас такие классные шестиметровые брусья, зачем мы будем их резать?» И предложил построить сарай двухэтажным.
Если вы когда-нибудь строили каркасное строение, то видите, что мы совершили кучу ошибок. Сейчас я постепенно укрепляю и переделываю сарай. Следующим подвохом стало желание сделать подвал: «пока не зашили, давай выкопаем и зальем бетон?». В общем, на подвал я потратил в сумме два календарных года. Из-за него я не мог закрыть пол на первом этаже, хотя у меня уже стоял обшитый, полностью готовый сарай. Вот только на втором этаже был пол, а на первом - яма. Её пару раз затапливало, в общем, было очень весело. Поэтому мой совет: не делайте подвалы, если они вам не нужны. В моём подвале сейчас стоят два ящика с яблоками, я его, по сути, не использую.

Площадь сарая получилась около 80 м 2 . Я начал задумываться, зачем мне такое большое помещение? Хочется организовать какую-то мастерскую, но какую? Начал думать. Тут я вспомнил, что мне от деда достался отличный универсальный деревообрабатывающий станок. Мы его достали, собрали и подумали, что теперь начнём делать мебель, берегись, Ikea! Сейчас докупим ещё станки, будем приезжать и в своё удовольствие что-нибудь делать.

Мы хотели делать мебель, и это стало первым неочевидным для меня препятствием. Деревообработка - достаточно сложное занятие. Здесь нужно много специфических знаний, которые по наитию можно обретать очень долго. Поэтому советую почитать профильную литературу или где-то поучиться. А тогда я этого совершенно не понимал: «у меня есть станок, есть немного денег, куплю другие станки и всё сделаю». Естественно, так не вышло.

Я начал разбираться, какие манипуляции с деревом мне нужно производить и что для этого нужно покупать.

Пиление

В первую очередь, заготовки нужно торцевать - делать ровные отпилы, перпендикулярные заготовке. Не важно, какую мебель вы делаете, табуреты или корпусные гарнитуры. Важно иметь возможность распиливать точно, в идеале - ещё и под определёнными углами.

Если вы серьёзный энтузиаст, то можете это делать вручную с помощью стусла. Но всё же торцовочная пила - это must have в столярной мастерской. Без нее придётся туго.

Желательно, чтобы пила была с протяжкой, то есть позволяла распиливать достаточно широкие заготовки. Инструмент хороший и не особенно дорогой. Главное, как и в любом другом инструменте, чтобы не было люфтов и можно было выставить нужные вам углы.

Ещё дерево нужно распускать или кромить , то есть распиливать вдоль . Для этого нужна циркулярная пила, желательно, установленная в раскроечный стол. Можно распускать и ручной циркуляркой с параллельным упором или по направляющей шине, но гораздо удобнее и производительнее делать это на столе.

Со строганием дерева всё обстоит сложнее, потому что ручным рубанком отстрогать достаточно широкую заготовку непросто. Для этого нужно долго нарабатывать навык, снимать древесину в разных направлениях, учитывая расположение волокон, постоянно контролируя равномерность снятия по всей ширине и длине заготовки. Упростить себе жизнь - но не улучшить качество обработки! - можно с помощью фуговального и рейсмусового станков.

Важно: рейсмусовый станок не заменяет фуговальный, а дополняет! Фуганок позволяет сначала получить одну ровную плоскость у заготовки, а рейсмус на основе этой плоскости выравнивает противоположную сторону. Новичкам эта связка из двух станков позволяет легко получать ровные заготовки относительно большой длины и ширины, равномерные по толщине. Это очень важно при изготовлении мебели. Но покупать два станка весьма дорого и для любителя зачастую избыточно. Поэтому в сети есть куча руководств, как из обычного ручного рубанка и двух брусочков сделать рейсмус или фуганок.

Точение

Описанные три операции - торцевание, фугование и рейсмусование - позволят вам сделать только какие-то очень простые изделия. По-хорошему, ещё нужно освоить токарное дело, то есть вытачивать заготовки, представляющие собой фигуры вращения. Например, круглые ножки для табуретки или стола, вазы, чаши, какие-то другие изделия. И без токарного станка в таком случае не обойтись. Конечно, можно обратиться к опыту поколений и из говна и палок сделать адаптер, с помощью которого на циркулярной пиле вытачивать цилиндрические заготовки, но это путь тупиковый.

Если вы захотите делать что-то сложнее цилиндра, то придётся купить токарный станок. К счастью, это один из самых простых станков, он представляет собой чугунную раму, двигатель, цангу и упор для стамески (подручник). На вторичном рынке можно найти много интересных моделей, есть и достаточно новых современных моделей.

Чтобы у вас получилась достаточно качественная мебель, если вы хотите делать её для себя или продавать, то придётся оснастить мастерскую многим другим оборудованием.

Сушка

Дерево нужно сушить , причём сушить по определённой методике . Обычно дерево продают «естественной влажности», то есть оно содержит около 25 - 40 % влаги. Если вы из такой древесины что-то изготовите, то по мере высыхания изделие будет коробить и трескаться. Вне зависимости от того, сколько слоёв лака вы на него нанесёте. Вообще говоря, дерево - материал живой и подверженный сезонным изменениям влажности воздуха, из-за чего его линейные размеры в течение года колеблются: в длину (по волокнам) колебания крайне незначительны, а в ширину древесная заготовка может разбухать и усыхать на десятки миллиметров, в зависимости от общего размера изделия.

Поэтому главное правило - древесина должна быть сначала высушена до 8 - 12 % влажности, только после этого её можно использовать.

Как сушить дерево в квартире? Как можно дальше от батарей аккуратно сложите доски, переложите слои брусками одинаковой ширины и сверху чем-нибудь прижмите. Желательно промазать торцы краской, поскольку здесь интенсивнее всего испаряется влага и могут пойти трещины вдоль досок. Замечательно, если вы сможете покупать уже высушенную древесину камерной сушки, это поможет избежать многочисленного брака, если станете сушить сами.

Изгиб

Наверное, почти все из вас видели такие красивые столы и стулья с гнутыми ножками.
Выглядит очень эффектно. Если такие ножки вырезать-выпиливать, то они получатся гораздо менее прочными, потому что будет нарушена продольная целостность волокон. Лучше всего добиваться такой формы с помощью изгибания древесины. А чтобы заготовки не ломались, нужно сначала повысить их пластичность. На производствах используется химическая пластификация дерева, а любителям обычно доступен только один способ: сначала увлажнить древесину, а затем нагреть, после чего можно постепенно изгибать заготовку.

Фрезерование

Очень полезная, и зачастую необходимая операция в деревообработке. Если мы говорим о мебели, то, как минимум, вам придётся фрезеровать кромки изделий, скругляя их (вариант с ручной обработкой калёвками я не рассматриваю). Для этого вам понадобится ручной фрезер, который хорошо бы дополнить фрезерным столом с установленным в нём более мощным аппаратом. Впрочем, на первых порах более чем достаточно одного фрезера средней мощности, при необходимости ставя его в стол или используя вручную.

Сверление

Чтобы соединять детали, нужно будет делать в них отверстия под крепёж - винты или шканты. Обычной ручной дрелью вы вряд ли это сделаете ровно и аккуратно, к тому же часто нужно сверлить отверстия в торцах. В идеале, у вас должен быть сверлильный станок. Вариант «для бедных»: стойка, в которую зажимается ручная дрель, которая опускается вручную. Оба варианта помогут вам делать отверстия гораздо точнее и аккуратнее, а то и просто делать.

Фанерование

Раньше этим термином называли процедуру обклеивания столярных изделий фанерой - тонкими листами древесины других, более ценных сортов. Сейчас мы понимаем под «фанерой» многослойные клееные щиты, а тонкие древесные листы называем «шпоном». Соответственно, вместо «фанерования» сегодня многие говорят «шпонирование». С помощью шпона можно придать красивый, даже изысканный вид изделиям из «простых» сортов древесины, произрастающих в наших широтах. Например, шпоном дуба можно обклеивать мебель из берёзы. К слову, сегодня очень многие образцы мебели, в том числе «элитной» зарубежной, на самом деле обклеены шпоном более ценных пород и продаются как изготовленные из массива, по гораздо более высоким ценам.

Новичкам я не рекомендую сразу заниматься наклейкой шпона, поскольку задача эта нетривиальная, требующая навыка, терпения, а в случае с большими деталями - ещё и серьёзного оснащения в виде мощных прессов или ваккуумных мешков для равномерной приклейки шпона.

Склейка и защитно-декоративное покрытие

Это основные операции после изготовления и сборки самих деталей. А для их выполнения нужны определённые условия. Сарай - не дом, он не отапливается. Когда я начал заниматься столяркой, то понял, что ни поклеить, ни покрасить не смогу, потому что на улице уже зима и в мастерской слишком холодно, при такой температуре нельзя даже материалы хранить. При этом в холодной мастерской и работать некомфортно.

Это, конечно, меня очень огорчило, потому что утеплять сарай было бы достаточно дорого. А вам я рекомендую либо сразу озаботиться утеплением, либо в холодное время года заниматься склейкой и покраской в других помещениях, тёплых.

Соединения

В столярном деле существует множество видов соединения деталей друг с другом, различающихся практичностью, прочностью, эстетикой и долговечностью. Подробно рассказывать обо всех видах я не буду, это тема для целой книги. Чаще всего детали механически соединяют друг с другом с помощью пазо-шиповых или шкантовых соединений, которые промазываются клеем.

Про чисто механические соединения все знают: детали крепятся друг к другу с помощью винтов, саморезов, эксцентриковых соединений, иных металлических приспособлений.

Обустройство мастерской

Потратив пару лет на сарай с ненужным подвалом, я расставил все станки по мастерской и сделал установку для пылеудаления: взял строительный пылесос и на двухсотлитровую металлическую бочку установил циклонный фильтр. Класс! Теперь пыли не будет. А потом сообразил: пылесос потребляет 1,5 кВт, торцовочная пила ещё 2 кВт, не считая других приборов, с грустью посмотрел на провод, через который к сараю подведено электричество, и понял, что ничего у меня не получится. Обратился к электрикам и попросил их провести мне трёхфазную линию. Эти чудесные ребята динамят меня уже долго, и думаю, что победить их не смогу, придётся обращаться в другое место.

Обустройство мастерской я начал с верстака. Причем в итоге сделал его не там, куда подвёл пылеудаление, и пришлось переносить пылесос.

Торцовочная пила углублена, чтобы её собственный стол был вровень с верстаком. Благодаря откидной столешнице сюда помещается целый лист фанеры, который можно удобно раскраивать.

Потом я установил тиски, потратил на это немало времени. Стойка для дрели ещё не закреплена, но тоже встроена в столешницу, её удобно использовать для сверления торцевых отверстий.

Из-за недостаточного электропитания станок я даже не запускал, буду дальше воевать с энергетиками.

А вот всё, что я успел пока сделать своими руками - стол для рисования песком для дочери:

Сделал я его достаточно быстро, где-то за 20 часов, потому что к тому времени уже были все нужные инструменты и оснастка. Причём около 6 часов ушло на обработку заготовок, чтобы придать им форму параллелепипеда.

Стол простой: коробка, в ней 8 метров светодиодной ленты, контроллер и блок питания. Сначала я обработал доски, фрезой обработал кромку и склеил всю конструкцию. Получилось очень криво. Если приглядеться, на фотографии видно, что швы на стыках я заполнял смесью опилок и клея ПВА. Но держится крепко.

Отсек для инструментов и для песка прикручен с помощью четырёх гаек-бочонков. Именно здесь я осознал всю пользу стойки для дрели, потому что сверлить в торец очень сложно.

Здесь виден сам экран, который установлен под оргстеклом.

На него, поверх алюминиевого скотча, на термоклей наклеена светодиодная лента. Я думал, что скотч будет работать как отражатель, а оказалось, что он «разбавляет» спектр света.
Оргстекло достаточно просто монтировать. После первичной грунтовки и покраски вставил металлические шкантики, положил стекло и залил эпоксидкой. Оно сидит там как родное и никуда не денется.

Хочу сделать ещё два стола, уже есть заготовки для них, и попробовать продать, потому что себестоимость получается очень низкая. В них самое дорогое - контроллер и светодиоды. Заодно отработаю навыки обработки таких мелкосерийных деталей.


Close